Va пишет:
цитата: |
Для того чтобы поставить что то нужное нужно снять что то ненужное, иначе как быть с весами и остойчивостью? Не думаю, что автоматы для кока-колы и поп-корна тянули много по весам. :-) |
|
Эскортные корабли
Выпуск 10
МК №4.2004
ПОКОЛЕНИЕ НЕУДАЧНИКОВ
Превосходство американского флота на море после окончания Второй мировой войны было настолько несомненным и не¬оспоримым, что создание новых бое¬вых кораблей, за исключением разве что авианосцев, для США выглядело неакту¬аль¬ным. Даже с появлением у единствен¬ного потенциального соперника - Советского Союза – скорост¬ных подводных лодок (сначала новых дизельных, а затем и атомных) мало изменило ситуацию. В распоряжении амери¬канс¬ких адмиралов имелись сотни довольно новых эскад¬рен¬ных миноносцев, которые и были перенацелены на решение новых задач. По одной из самых масштабных в истории флота модернизаций - FRAM (Fleet Rehabilitation And Modernisation - программа восстановления и модернизации флота) в корабли ПЛО превратились более 130 эсминцев типов «Флетчер», «Ги¬ринг» и «Аллен М. Самнер» (см. «Моделист-конструктор» № 8 за 2002 г.). Обновленные корабли вполне обеспечивали нуж¬ды эскортной и противолодочной службы на десяток лет впе¬ред. Однако наиболее разумное и оправданное решение име¬ло и свою обратную сторону. Свои заказы, связанные с модер¬низацией FRAM, получили фирмы-разработчики, а также про¬из¬водители оружия и разнообразного оборудования, но «вне игры» остались сами судостроители: конструкторы и инже¬не¬ры, рабочие верфей и, главное, их владельцы. Военно-морс¬кая составляющая американского военно-промышленного ком¬плекса в то время являлась серьезной силой, и кораблестрои¬тельному лобби удалось «дожать» правительство и руководст¬во ВМС. Последние оказались вынуждены выдать заказы на раз¬работку и постройку новых боевых кораблей тех классов, в которых, в сущности, не имелось особой нужды. В первую оче¬редь это относилось к противолодочным и эскортным ко¬раб¬лям - их создание в 1950-е годы объяснялось лишь стрем¬ле¬нием обеспечить режим поддержки отрасли. Первый после¬военный проект эскортного миноносца разрабатывался до¬воль¬но долго. Поначалу «Дили» - первый фрегат этой серии предполагался в виде дальнейшего развития прибрежных эс¬кортников типа PC, но этот вариант уже не удовлетворял со¬вре¬менным требованиям ни по скорости, ни по вооружению. Пришлось пойти на увеличение водоизмещения. «Изюминкой» проекта стало новое противолодочное средство – автома¬ти¬чес¬кий реактивный бомбомет Мк-108 «Weapon», получивший также прозвища «Альфа». Однако на практике амбициозная за¬думка не удалась. Автомат оказался капризным и часто от¬ка¬зывал (к счастью для американцев, только на учениях). А ведь он являлся единственным видом противолодочного во¬ору¬жения на борту «океанских эскортных кораблей» (так офи¬циально стал называться тип «Дили»). Слабой была и ар¬тил¬ле¬рия, представленная двумя 76-мм автоматическими спар¬ка¬ми. Не зря послевоенное эскортное пополнение всегда кри¬ти¬ко¬валось за недостаточную вооруженность для своих разме¬ров. Еще один недостаток нового типа стал следствием труд¬ностей военного времени, когда массовая постройка турбин¬ных кораблей тормозилась из-за нехватки зубчатых редукто¬ров. Обжегшись на молоке, американцы теперь дули на воду. На всякий случай - а вдруг опять придется разворачивать крупномасштабное производство - «океанский эскорт» снаб¬дили одновальной энергетической установкой, что в середине XX века выглядело явным анахронизмом.
Но даже столь скромные по боевым возможностям корабли ти¬па «Дили» оказались недостаточно дешевыми для гипо¬тети¬ческого массового производства в случае войны, и конструк¬торы тут же выдали еще более упрощенный «мобилизацион¬ный» проект с дизельной энергетикой. К счастью для амери¬канских налогоплательщиков, в строй вошло всего четыре еди¬ницы типа «Клод Джонс». Знаменитому американскому кор¬сару не повезло: его именем назвали корабль, не отли¬чав¬шийся ни приличной скоростью, ни мощным вооружением, ни достойной электроникой. Слабенькие бомбометы «Хеджехог», устаревшие еще в конце Второй мировой войны, плюс пара 76-мм пушек выглядели просто убого. В попытке хоть как-то оправдать бессмысленный проект «Берри» и «Мак-Моррис» в 1961 году оборудовали норвежским РБУ «Терне» и 324-мм тор¬педными аппаратами, но все равно по назначению не ис¬пользовался ни один корабль из четверки. Все они коротали время на Тихом океане, формально - в качестве судов радио¬локационной разведки (и это при наличии у США множества куда более пригодных и хорошо оборудованных кораблей та¬кого класса!). Только в 1973 году нашлась жертва, которой всучили таки негодный товар. Все «джонсы» отправились в Ин¬донезию, где после переориентации на Запад флот, состо¬яв¬ший почти целиком из бывших советских боевых кораблей, быстро приходил в запустение и нуждался в экстренной мо¬дер¬низации. Эскортники переклассифицировали во фрегаты, а некоторые еще и довооружили старыми 37-мм и 25-мм авто¬ма¬тическими пушками советского производства. Несмотря на свой архаичный вид, они под индонезийским флагом дожили до XXI века.
Две небольшие серии кораблей типов «Клод Джонс» и «Ди¬ли» стали единственными специализированными эскортными боевыми единицами флота США 1950-х годов. В самих Со¬еди¬ненных Штатах они дальнейшего развития не получили, зато сыграли определенную роль в становлении послевоенных ВМС европейских союзников по НАТО. Американцы предложили про¬ект «Дили» в качестве стандартного европейского фрега¬та. Первой на удочку клюнула Норвегия, польстилась на отно¬сительную дешевизну американского корабля и на то, что «за¬океанский дядюшка» согласился оплатить половину стоимости постройки. В 1963-1965 годах на верфи в городе Хортене за¬ло¬жили пять фрегатов типа «Осло», мало отличавшихся от сво¬его прототипа, разве что несколько большей высотой бор¬та, столь необходимой в суровых условиях Северной Атлан¬ти¬ки и Арктики. Однако прошло несколько лет после вступления кораблей в строй, и норвежцы приступили к существенной мо¬дернизации, полностью преобразившей изначально слабый тип. На палубах фрегатов появились противокорабельные ра¬кеты «Пингвин» отечественного производства и шести¬стволь¬ный реактивный бомбомет «Терне» того же происхождения. Оба типа вооружения отличались небольшими габаритами и достаточно высокими тактико-техническими характерис¬тика¬ми, так что одно время их рассматривали в качестве возмож¬но¬го стандарта для Североатлантического Союза. Для целей ПВО пригодился американский малогабаритный зенитный ком¬плекс «Си Спэрроу», созданный на базе одной из лучших даль¬них ракет воздушного боя того времени. Кроме того, на¬шлось место и для пары трехтрубных торпедных аппаратов для противолодочных торпед. И пушки при этом снимать не пришлось! Американцы получили внушительный щелчок по носу, усугубленный тем, что северяне заодно установили на своих единицах целый букет электронного оборудования из Европы: французского, британского и голландского, которое оказалось и дешевле, и лучше по параметрам.
Другим союзником по Атлантическому пакту, принявшим аме¬риканскую помощь, стала Португалия. В то время у одной из самых бедных стран Европы, конечно же, не могло хватать ни средств, ни опыта для создания собственных видов воору¬же¬ния, но даже там предпочли заменить пресловутый бомбо¬мет «Альфа» на пару четырехствольных 375-мм шведских ре¬активных бомбометов «Бофорс». Как и у норвежцев, устано¬ви¬ли также пару малогабаритных противолодочных торпедных аппаратов. Если на Севере требовалась улучшенная мореход¬ность, то в субтропиках и тропиках нельзя было обойтись без систем кондиционирования, улучшенной теплоизоляции и мощ¬ных холодильников. В 1966-1968 годах в строй вступили три единицы: «адмиралы» «Перейра Да Сильва», «Гаго Коу¬тиньо» и «Магапаиш Корреа».
На удивление, нашлась-таки страна, сумевшая хоть что-то из¬влечь и из такого почти безнадежного проекта, как «Клод Джонс». Ею стала Турция, избравшая в качестве прототипа пер¬вых кораблей, заложенных после 50-летнего перерыва на собственных верфях, американский «мобилизационный» эс¬кортник. Впрочем, на своих «Берке» и «Пейке» туркам все же удалось заметно усилить вооружение по сравнению с праро¬ди¬телем и даже разместить вертолет, хотя и на открытой пло¬щадке без ангара. Увеличилась и скорость за счет замены аме¬риканских дизелей более мощными моторами итальянской фирмы «Фиат», выхлопы от которых отводились в одну вну¬ши¬тельную трубу.
Казалось бы, пример союзников должен заставить самих аме¬риканцев хоть немного улучшить собственные корабли. Од¬нако создается впечатление, что руководство флота США просто махнуло рукой на свои первые послевоенные эскорт¬ные корабли, проводя на них лишь минимальные работы. Пос¬ле отказа от бомбомета «Уэпон» с «Дили» сняли эту громозд¬кую установку, заменив ее компактными 324-мм трехтрубными торпедными аппаратами ПЛО, ставшими стандартным воору¬же¬нием практически всех боевых кораблей Соединенных Шта¬тов. На трех фрегатах (самом «Дили» и его систершипах «Корт¬¬ни» и «Кромвелл») убрали кормовую 76-мм спарку с тем, чтобы заменить ее на еще один тупиковый вид оружия - радиоуправляемый вертолет системы «ДЭШ». Окончательным жестом отчаяния выглядит установка на срезе кормы одиноч¬но¬го 40-мм «Бофорса» армейской модели, осуществленная ко¬мандованием Тихоокеанского флота во время войны во Вьет¬на¬ме. Так бесславно завершилась история создания первых послевоенных эскортных кораблей, ненужных и неудачных. А срок службы обновленных эсминцев программы FRAM посте¬пен¬но подходил к концу, и им требовалась замена. Поэтому через несколько лет американцам пришлось забыть про сом¬ни¬тельные разработки 1950-х и приступить к делу с нуля. Но об этом речь впереди.
В.КОФМАН
«Моделист-конструктор» № 4/2004
40. Эскортный миноносец «Кромвелл», США, 1954 г.
Построен фирмой «Бат Айрон Уоркс». Водоизмещение порож¬нем 1315 т, полное 1880 т. Длина наибольшая 96 м, ширина 11,2 м, осадка 3,6 м. Мощность одновальной паротурбинной установки 20000 л.с, скорость 27 узлов. Вооружение: две спа¬ренные 76-мм артустановки, реактивный бомбомет «Альфа». Всего по данному проекту в 54-58 гг. построено 13 еди¬ниц: «Дили», «Кромвелл», «Хаммерберг», «Кортни», «Лес¬тер», «Эванс», «Бриджит», «Бауэр», «Хупер», «Уиллис», «Ван Вор¬хис», «Хартли» и «Дж. Тауссиг». В 72 г. «Дили» передан Уруг¬ваю (переименован в «18 де Хулио»), а «Хартли» - в Ко¬лум¬бию (переименован в «Бойяса»), остальные исключены из списков флота в 1973 г.
41. Эскортный миноносец «Клод Джонс», США, 1958 г.
Построен фирмой «Эвондейл». Водоизмещение порожнем 1315 т, полное 1920 т. Длина наибольшая 95,1 м, ширина 11,6 м, осадка 3,9 м. Мощность одновальной дизельной установки 8700 л.с, скорость 21 узел. Вооружение: спаренная 76-мм арт¬установка, два реактивных бомбомета «Хеджехог». Всего по данному проекту в 1958-1960 гг. Построено 4 единицы: «Клод Джонс», «Джон Перри», «Чарльз Берри» и «Мак-Моррис». Все переданы Индонезии в 1973-1974 гг. (переименованы в «Мон¬гиндизи», «Самадикун», «Мартадината» и «Нгура Рай»).
42. Фрегат «Берген», Норвегия, 1967 г.
Построен на верфи в Хортене. Водоизмещение стандартное 1450 т, полное 1760 т. Длина наибольшая 96,6 м, ширина 11,2 м, осадка 4,7 м. Мощность одновальной паротурбинной уста¬новки 20000 л.с, скорость 26 узлов. Вооружение (после мо¬дер¬низации 75 г.): шесть ПКР «Пингвин», комплекс ЗУРО «Си Спэрроу» (8 пусковых установок), две спаренные 76-мм арт¬ус¬тановки, 6-ствольный реактивный бомбомет «Терне», два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата ПЛО. Всего в 66-67 гг. построено 5 единиц: «Осло», «Берген», «Тронхейм», «Ста¬вангер» и «Нарвик». Все модернизированы в 75-76 и 88-91 гг. «Осло» затонул в январе 94 г. в результате навигационной аварии, остальные находятся в строю или в резерве.